суббота, 30 июня 2018 г.

Правила композиции

Любая скрап-работа начинается с планирования композиции. Именно здесь закладывается правильная основа будущего шедевра. На этом этапе необходимо учесть множество факторов - количество украшений, расположение главного акцента - фотографии, соблюсти сочетание форм и оттенков...
Юлия Чернобережная написала подробную и понятную статью о правилах композиции




Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
Части - это элементы, заполняющие пространство, и пустоты. Сразу обратите внимание - свободное пространство так же важно, как и элементы! То есть композиция - это управление пространством, всем пространством на вашей работе.
Целое должно производить художественный эффект: смотреться красиво, гармонично, харАктерно, стильно и т.п.

Грамотная композиция - это
ЦЕЛЬНОСТЬ
ЕДИНСТВО
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
РАВНОВЕСИЕ
ГАРМОНИЯ

Этого мы достигаем за счёт художественной интуиции и знания законов композиции.

В статьях про композицию в скрапбукинге  речь обычно идёт в двух направлениях:
1. Композиция может быть горизонтальной, вертикальной и диагональной.
2. Правило трёх третей.

Давайте подробнее.
Размещение деталей:
Вертикаль, горизонталь или диагональ подсказывает вдоль какой оси расположить основную массу деталей.
Но не забудьте, что элементы можно сконцентрировать и в центре, и крестообразно, и с довесочками по краям, хаотично и вообще, как фантазия подскажет.

Важно:
не разбрасывать детали беспорядочно и бессистемно и помнить, что в работе должно быть
главное, второстепенное и "воздух", то есть пустота.

Главное - это сюжетный центр, вокруг которого объединяются все составляющие композиции.
Это может быть фотография или цветочная композиция или что-то ещё, но сюжетный центр должен доминировать.
Второстепенное - то, чем мы ненавязчиво дополняем, почёркиваем особенности и достоинства главного.
Воздух - пространство, оставленное свободным, чтобы можно было сконцентрироваться на главном.

Не перегружайте!

Не захламляйте работу деталями! Не делайте так, чтобы у смотрящего возникало ощущение, что вы выложили на открытку/страничку фарш из украшений и размазали его толстым слоем по всей поверхности. Особенно этим грешат микс-медийные работы, шебби, "бытовой" стиль и прочие направления, где велик соблазн украсить по максимуму, с горкой.

Равномерное распределение деталей, однообразное заполнение пространства вызывает ощущение "серости" и снижает яркость образов.
Не переусердствуйте в украшательстве! Чем меньше усилий, тем результат кажется лучше.

Смысловой центр в центре работы придаёт ей статичность и равновесие, но опасен тяжеловесностью.
Смещение центра придаёт работе динамику, но сложнее в исполнении. Диагональная композиция - один из самых эффектных композиционных приёмов.

Фотографы предпочитают помещать смысловой центр в правой части кадра. Это связано с чтением слева направо. Таким образом взгляд и объект как бы движутся навстречу друг другу.

Есть ещё композиция во времени. Когда мы листаем альбом, то зрительно воспринимаем каждый разворот вкупе с предыдущими и последующими. Видим в каждую единицу времени один разворот, но воспринимаем объект целостно.

Чтобы избежать "серости" используем контраст в цвете, размере, форме, объёме и т.д.

КОНТРАСТ(фр. contraste) — один из приемов в искусстве, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради повышения их выразительности и выразительности произведения в целом.

Цветовые акценты, как и форма влияют на равновесие.
Повышая контрастность, помним о равновесии: детали должны соответствовать друг другу по цвету, размеру и форме.

Равноценные объекты лучше "склеить", то есть расположить с частичным наложением друг на друга.

В зависимости от целей, формат работы может быть вертикальным, горизонтальным и квадратным.

Правило трёх третей.
С некоторыми поправками его ещё называют "Золотое сечение".


Оно гласит: "Лучшая точка для расположения главного объекта - примерно 1/3 от горизонтальной и вертикальной границы изображения."  Якобы это даёт ясное прочитывание картинки и правильное соотношение фигуры и фона.

Это примитивный подход.
Во-первых, гораздо эффективнее для построения композиции сетка динамической симметрии:


Во-вторых, по законам симметрии, человеческий разум всегда стремится найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если по правилу трёх третей мы размещаем объект вне центра, нам нужен второй элемент, чтобы уравновесить изображение. Или возникнет дисбаланс композиции.

Изображение всегда надо рассматривать в целом: пустая сторона композиции создаёт негативное пространство, которое отвлекает внимание от главного объекта.

В-третьих, взгляд притягивается не к точкам пересечения третей, а туда, где в работе наибольшая контрастность и яркость.

То есть правило трёх третей не работает без учёта всего остального.

Есть варианты гармоничной композиции без всяких третей. Например, "непрерывная композиция", созданная при помощи арабесок, общих линий или при помощи совпадений образов или деталей.

Один из интересных приёмов имеет название "Мерцание по краям" (Edge Flicher). Это когда высококонтрастные элементы расположены по краям. Это рассеивает внимание по плоскости изображения, отвлекая от центра.
Контраст и чистые края напротив помогут привести взгляд зрителя к композиционному центру.

Итак:
1. Цельность композиции мы достигаем за счет баланса в расположении элементов и цветовых пятен, а также в единстве стиля и содержания.
2. В работе должен быть композиционный центр (доминанта). Группируйте элементы и не бойтесь пустого пространства.
3. И в симметричных и в ассиметричных композициях должна быть уравновешенность.

Способы увидеть недочёты композиции:
1. Посмотреть издалека. Отойти в другой конец комнаты или прищурить глаза.
2. Посмотреть на работу в зеркало.
3. Покрутить: повернуть на бок, перевернуть. В любом положении композиция должна остаться уравновешенной.
4. "Подвесить". Представьте, что работа висит на верёвочке и все детали имеют реальный вес. Останется она висеть ровно или завалится в сторону?
5. Сфотографировать. На фотографии легче заметить недостатки.

В скрапбукинге есть стандартные композиционные приёмы, которые настолько популярны, что бесчисленные клоны не считаются за лифтинг и в любом ТОПе запросто обойдут тех, кто не ищет лёгких путей и пытается быть оригинальным.

Я постаралась сделать скетчи наиболее распространённых вариантов расположения элементов.

Странички.

Более крупное скопление украшений с фотографией уравновешивается меньшим скоплением. Располагать нужно по разным сторонам странички: по вертикальным или по горизонтальным.


Варианты (то же в зеркальном отражении):


Страничка с центральной композицией, когда украшения располагаются вокруг фотографии крестообразно. Этот вариант очень любим в микс-медиа, где украшений много, они объёмны, разнообразны и расположены многослойно.


Открытки.

Сейчас очень популярен такой скетч открытки, где украшения расположены вокруг круга в виде салфетки, чипборда, вырубки и т.п.


Предложу вам ещё один скетч открытки, где на горизонтали располагается букет и поздравительная надпись:


 Панно.

Панно на холсте чаще всего делается прямоугольной формы с использованием красок, паст и других микс-медийных продуктов. Красочные подтёки создают крестообразную композицию и при помощи украшений связываются с фотографией, которая обычно сдвинута от центра к краю, а иногда даже выходит за пределы холста.


Надеемся, что эта информация станет полезной не только для новичков, но и для более опытных скраперов

Комментариев нет:

Отправить комментарий